С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации с 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы (ФООП). Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС общего образования в совокупности с ФГОС среднего и высшего профессионального образования обеспечивают единство образовательного пространства РФ.
1.Какие основные изменения внесены в обновленный ФГОС СОО?
С 1 сентября 2023 года начнут действовать обновленные ФГОС СОО для обучающихся, которые будут приняты в десятый класс в 2023 году.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно - ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
2.Осуществление принципа преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам. Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.
3.Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО
3.1. Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее - СанПиН). Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
3.2.Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
С целью обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык - государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе - обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание». В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Таким образом, обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
Реализация обновленного ФГОС СОО будет осуществляться посредством федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1014 от 23 ноября 2022 года.Федеральные образовательные программы (ФОП/ФООП)
Основные вопросы
- Что такое ФОП (или ФООП)?
ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего.
- Цель внедрения ФОП?
Создание единого образовательного пространства во всей стране.
- Что входит в ФОП?
Учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы.
- Что будет обязательным для всех школ?
Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы.
- Как будут применять ФОП
Школы смогут непосредственно применять ФОП или отдельные компоненты ФОП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП.
- Что будет с углубленным обучением?
Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения.
- Когда школы перейдут на ФОП?
Переход школ на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФОП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ.